mpodolski (mpodolski) wrote,
mpodolski
mpodolski

Categories:

Судьба Сокровищ Российской Империи в США, Часть Первая - Картины из Эрмитажа

В 1917 году в России случился переворот, который жёстко изменил судьбу страны. К власти пришли новые хозяева с абсолютно другими идеалами и целями, которые намного отличались от того, что было раньше. Кардинально изменилось отношению ко всему начиная с дворянских сословий и заканчивая культурными ценностями государства. То что раньше считалось артeфактами и достояниями искусства мирового уровня, рассматривалось не более чем препятствие на пути развития новой жизни или средство для обогащения экономики страны. В своём цикле, состоящим из двух частей, я хотел бы рассказать несколько поподробней о судьбе наиболее значимых культурных ценностей России, оказавшихся после революции в США.

Итак, добро пожаловать в первую часть цикла, где я расскажу о беспрецедентной акции Советского Правительства в тридцатых годах - распродаже Картин из Эрмитажа


 

О том что происходило с культурным достоянием страны в 20-30х годах, написано уже не мало. О судьбе Сухаревской Башни, Церкви Успения на Покровке, Китайгородской Стены, Красных Ворот и многих других шедевров архитектуры Москвы в подробностях описали и описывают уважаемые retromoscow и dedushkin1.

По всей России шла борьба с прошлым. Были снесены соборы в Вятке, Симбирске, Омске и многих других городах России. Уничтожались иконы, уничтожались памятники героям прошлого режима, такие как памятники генералу Скобелеву и царю Александру, уничтожались военные мемориалы, такие как мемориалы и часовни турецким войнам и войнам с Напoлеоном (Некоторое из этого было воссоздано в шестидесятых), но кроме борьбы с прошлым нужны были средства на воссоздание экономики, на строительство Советского Государства, находившегося в то время в полной мировой изоляции.

Средства на это находилось среди экспроприированных предметов антиквариата. На продажу были выставлены тысячи предметов искусства, но в мире бушевала Великая Депрессия, а Советское Правительство буквально перенасытило рынок бесконечным потоком за рубеж конфискованного имущества. Предложение превысило спрос и финансовый поток от продаж артифактов из Советской России иссяк. Поэтому в 1929 году было принято решение выставить на рынок то, что активно собиралось ещё Екатериной Великой и считалось культурным достоянием мирового уровня. Россия стала готовить к продаже за рубеж картины из Эрмитажа



В двaдцатых годах была создана контора под названием "Антиквариат", которая напрямую занималась продажей национальных ценностей за границу. Под контролем этой конторы из Эрмитажа было отобрано более трёхсот картин из которых более 55 были картины мирового уровня, которые были ещё в личной коллекции Екатерины. Не все предметы нашли покупателя и вернулись обратно в музей, но 48 картин были безвозвратно проданы за границу



Половина этих картин оказалась в США, где в то время только начинали создавать своё культурное наследие, и как следствие, появилось очень много ценителей живописи. Сейчас все эти картины можно увидеть в национальных музеях Америки. Итак, давайте зайдём в эти музеи и посмотрим на то, что когда-то было достоянием Государственного Императорского Музея Эрмитаж

Начнём, пожалуй, c Филадельфийского Музея Искусства, о котором я неоднократно писал



Директором музея в тридцатых годах был известный американский архитектор и писатель Фиске
Кимбол, который активно занимался поиском экпонатов живописи для музейной галлереи.
Благодаря активной деятельности Кимбола, Филадельфийским Музеем у Советского правительства
была куплена одна из самых значимых картин в галлерее музея



Известный французкий живописец Николa Пуссен в описании не нуждается.
Картины этого мастера известны на весь мир и представлены в таких музеях как Лувр, Эрмитаж,
Прадо. Именно поэтому картина Пуссена "Рождение Венеры" (другое название "Триумф Нептуна и Амфитриты") является одним из самых ярких экспонатов музея.



Но старая табличка на раме не скрывает истоки этого полотна. До 1930 года это произведение живописи украшало коллекцию крупнейшего музея мира - Эрмитажа



Картина, раньше принадлежавшая Екатерине Второй и впоследствии являвшаяся гордостью и национальным достоянием Российской Империи и Советской Росии, была продана Советским Правительством за океан, о чём вкратце в пяти нижних строчках описывается рядом в ознакомительном стенде



Вряд ли кто-то не слышал про Нью-йоркский музей Метрополитен. Этот музей, основанный в 1870-м году, является одним из самых известных музеев мира. Его коллекция изобразительных искусств успешно конкурирует с такими музеями как Лувр, Дрезденская Галлерея и многим другими. Его современное здание в стиле Бо-з-Ар было созднао архитектором Ричардом Моррисоном Хантом в 1926 году



В этом музее также хранятся три картины, проданные из Эрмитажа Советским Правительством в тридцатых годах. Две из них, являющие частью одного диптиха, называются "Распятие" и "Страшный Суд"



Автором этого диптиха является известный фламандский живописец 15-ого века Ян Ван Эйк. Картины этого мастера также представлены во многих картинных галлереях мира. Несмотря на свои мрачные краски Ван Эйк считается одним из лучших художников начала 15-ого века, и, как его описал итальянской писатель Бартоломео Фасео, "ведущим мастером своего времени"



Но в России, к сожалению, мало что знают об этом живописце по сравнению с другими мастерами западноевропейского искусства Тицианом, Рафаэлем, Рембрандтом и т.д. После распродаж тридцатых годов больше Ван Эйка в Эрмитаже не осталось



Третья картина из Эрмитажа Антуана Ватто "Лютнист", к сожалению, не экспонировалась и была в запаснике

Но в отличии от только что описанных мною картин, которые, хоть и через посредников, практически напрямую покупались музеями, большинство полотен Эрмитажа продавались в частные собрания. Основными покупателями шедевров из Имперского Музея были известные коллекционеры предметов искусства армянин, родившийся в турции, магнат нефтяного бизенса Калуст Гулбенкян и американский банкир Эндрю Меллон

Гулбенкяну удалось скупить наибольшее количество экспонатов музея. Всего армянский бизнесмен купил 51 !!! предмет включая шедевры живописи, графики, скульптуры, а также изделия из серебра и нумизматику. Впоследствии Гулбенкян продал некоторые предметы своей коллекции в такие музеи как метрополитен (упомянутый мною Ватто) и в частные коллекции. Большинство же его приобретений, такие как картины Рембрандта "Старик" и "Александр Великий" можно сейчас увидеть в Музее Фонда Гулбекяна в Лиссабоне

По понятным причинам нам было несколько сложнее слетать в Лиссабон, чем съездить в близлежащие Нью-Йорк и Филадельфию для фоторепортажа, так что я смогу подробно рассказать только о судьбе коллекции Эндрю Меллона, купившего в Эрмитаже 21 картину



Эндрю Меллон был не только удачливым бизнесменом и известным коллекционером. Он также был этким американским вариантом Третьякова или Мамонтова - активным меценатом, всеми силами поддерживающим национальное культурное достояние. Поэтому, как я уже писал, в 1938 Эндрю Меллон практически полностью проспонсировал создание Национальной Галлереи Искусства. Именно туда Эндрю Меллон передал всю свою коллекцию, включая картины, купленные в Эрмитаже. (Когда я писал эти строки, мне почему-то вспомнилось это интервью, найденное в журнале у уважаемого перископа)



Итак, давайте зайдём в этот музей, чтобы посмотреть на эти картины.

Заранее извиняюсь если снимки некачественные или под углом. Первый раз в жизни я фотографировал картины и понял, что делать это очень непросто. Либо свет отражался от холста со вспышкой, либо очень нечётко без вспышки.

Наверное, ценность одного этого полотна может вполне составить стоимость утерянной во время войны и активно разыскиваемой Янтарной Комнаты.



Картину "Мадонна Алба" великий Рафаэль создал в 1510 году.

Ещё одну картину, cловно передавая привет москвичам в 1506 году, Рафаэль назвал "Георгий Победоносец"



Ещё один шедевр, картина Ботичелли "Поклонение волхвов"



А эта картина довольно-таки известна и широко фигурирует в многочисленной публицистике на тему продаж из Эрмитажа



Этюд к портрету Папы Иннокентия Х-ого Веласкес написал в 1650-м году.

Часто ошибочно пишут, что эта картина находится в Метрополитене.

Ещё одна широко-известная картина, проданная из Эрмитажа - "Благовещeние" уже упомянутого мною Ван Эйка, написанная в 1436 году

 

Картин из Эрмитаже в Национальной Галлерее было немало, и они были рассредоточены по всему музею. Мы были вынуждены отмечать те полотна, которые уже посмотрели



Наташа ставит галочку около картины Рембрандта "Женщина с Гвоздикой", написанную в 1656 году

Надо сказать, что Меллону немало продали Рембрандта из Эрмитажа

...такие как "Жена Потифара обвиняет Иосифа", 1655



"Польский Дворянин", 1637



"Мужчина в Восточном Костюме", 1635



"Девушка с метёлкой", 1648



Кстати знаменитое "Возвращение Блудного Сына" тоже готовилось на продажу, но сделка к счастью не состоялась

Из Эрмитажа также был продан Ван Дайк



"Портрет Изабеллы Брандт", 1621



"Филлип, Лорд Вартон", 1632 

Франс Халс



"Портрет Члена Гарлемской Гвардии", 1638



"Портрет Молодого Человека", 1648

Также Меллону из Эрмитажа были проданы и менее известные мастера, такие как Адриан Ханниман



"Генри, Герцог Глукесторский", 1653

Жан Симеон Шарден



"Домик из Карт", 1735

Проданная Меллону Эрмитажем картина Тициана "Венера с Зеркалом" , к сожалению, не была выставлена для показа

Картинa Рубенса "Аллегория Вечности", пройдя через многочисленных посредников, в конце концов оказалась в галлерее Музея Искусств Сан Диего

"Банкет Клеопатры" Тьеполо был продан в Национальную Галерею Виктории в Мельбурне

Картина "Пётр отрекается от Христа" Рембрандта продана Городскому Музею Амстердама

Также в Музей Амстердама были проданы парные портреты "Портрет сэра Томаса Грешема" и "Портрет Энн Фернли, жены сэра Томаса Грешема" Антонио Моро

"Адам" и "Ева" Лукаса Кранаха оказались в Музее Нортона Саймона в Пасадене

Картина Платцера "Концерт" была продана  Национальному музею в Нюрнберге
"Портрет Ханса Шеленберга" Бургмайера продан "Вальраф-Рихардс музею" в Кёльне

О судьбе "Святого семейства" Андреа дель Сарто, "Портрета Триеста" Антониса Ван Дейка и "Портрета Воронцовой с дочерью» Джорджа Ромни мне ничего достоверно неизвестно

Сейчас много задают вопросов о возможности вернуть в Россию то, что было продано "Антиквариатом" в тридцатых годах. Мне кажется что это практически невозможно, но стоит ли считать эти картины утерянными. В отличие от Янтарной Комнаты, исчезнувшей после войны, Симферопольской Картинной Галлереи, сгоревшей при эвакуации, Минской Картинной Галлереи, сгоревшей в Кёнигсберге, Датского Юбилейного Яйца Фаберже, сгинувшего в частных коллекциях, большинство проданных шедевров Эрмитажа не утрачены. Эти картины великих западноевропейских мастеров, являющиеся не национальным а мировым достоянием, выставлены в музеях мирового уровня и доступны каждому



Продолжение следует. В нём я расскажу о судьбе других артифактов мирового уровня, проданных "антиквариатом", Яйцах Фаберже 
 
 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 140 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →